Поддержкой новых IPO, и в том числе технологических компаний, государство занялось после послания Владимира Путина Федеральному собранию. В феврале 2024-го он заявил, что капитализацию российского рынка надо удвоить и развить «технологический суверенитет». А потом повторил то же самое в июне, особо отметив именно технологические компании.
Проблема стала актуальной после того, как после начала «спецоперации»* из России ушли зарубежные IT-компании, в их числе Zoom, Oracle, SAP, IBM, Adobe, Microsoft. Их ниши стремится занять российский бизнес: на биржу уже вышли производитель программного обеспечения «Астра» в октябре 2023 года, разработчик ПО для финансового сектора «Диасофт» в феврале 2024 года, а в июне 2024 года — поставщик сервисов для корпоративной коммуникации IVA Technologies.
Спасибо нанотехнологиям
Изначально о стимулировании высокотехнологичных IPO еще в 2012 году говорил бывший президент России Дмитрий Медведев в рамках общего курса на развитие науки и инноваций. Тогда Мосбиржа получила право включать такие компании в специально созданный сектор рынка, а постановление правительства отменило налог на прибыль от продажи их акций. Налоговый кодекс с 2012 года давал такую льготу, если на момент продажи бумаги находились в списке инновационных эмитентов. Мера просуществовала всего три года и в 2015 году была заморожена до 1 января 2023 года.
Но с 2016 года поправки к Налоговому кодексу отменили НДФЛ для акций, которые относятся к инновационному сектору в течение всего срока, пока ими владеет налогоплательщик, в 2022 году меру продлили еще на пять лет. За это время правительство разрешило включать в состав сектора более крупных эмитентов — порог вырос с 10 млрд до 75 млрд рублей капитализации. Все эти новации Медведева оказались кстати после начала «спецоперации». Именно эти меры поддержки действуют сегодня для новых технологических IPO.
Кроме налоговых льгот, для компаний IT-сектора на данный момент действуют и различные программы поддержки при размещении акций. Например, есть возможность проводить Pre-IPO, и государство это активно поддерживает. Есть программы льготного кредитования, есть гранты малым инновационным компаниям на листинг от Фонда содействия инновациям. До 2023 года действовало субсидирование части затрат по выпуску акций и обеспечению доступа к инвестиционным платформам для малых и средних предприятий.
Мосбиржа помогает эмитентам с позиционированием в публичном пространстве, организует презентации для инвесторов или обучающие мероприятия для эмитентов в рамках IR-академии, рассказали в пресс-службе биржи.
Кроме того, с 4 июля 2024 года существует гипотетическая возможность привлечения средств негосударственных пенсионных фондов (НПФ), напоминает управляющий партнер адвокатского бюро «Проспект» Илья Барейша. Однако на практике, по его словам, фонды чаще всего придерживаются консервативной стратегии и не интересуются рискованными IPO.
Жалобы и предложения
После заявлений Путина о мерах поддержки IPO предложений о льготах для них и для инвесторов в такие проекты стало довольно много, все они пока на стадии обсуждения.
Минфин, по словам заместителя министра финансов Ивана Чебескова, сейчас разрабатывает федеральный проект, который предполагает рост количества размещений на рынке и продажу на бирже акций компаний с госучастием, которые готовы к приватизации. Чебесков уточнил в ходе Финансового конгресса Банка России 2024 года, что ожидает частичную приватизацию еще до 2030 года.
Совет Федерации считает нужным также ввести налоговый вычет в двойном размере от суммы расходов компании на организацию IPO и поддержку листинга, а также отменить налоги для акционеров при продаже пакета акций в ходе IPO.
Первый зампред Банка России Владимир Чистюхин говорил, что совместно с правительством ЦБ планирует предоставить льготы на размещения не только для малого высокотехнологичного бизнеса, но и для компаний большего размера. Всего в перечень ценных бумаг высокотехнологичного сектора экономики Мосбиржи входит 21 компания. Из-за ограничения по капитализации не более 75 млрд рублей, например, акции «Астры» не могут быть включены в такой перечень.
Налоговые льготы предлагают даже распространить не только на IPO, но и на те компании, чьи акции уже торгуются на бирже. Глава ВТБ Андрей Костин утверждал, что некоторые из них хотели бы провести делистинг, чтобы не делиться прибылью с миноритарными акционерами, и предотвратить это могли бы налоговые послабления для эмитентов.
При этом каких-то налоговых послаблений на повестке пока нет. Напротив, Госдума в рамках поправок в Налоговый кодекс рассматривает лишь предложение ограничить льготу, позволяющую не платить НДФЛ, если инвестор держал акции более пяти лет. Согласно этим поправкам, инвесторы, которые получат через это время доход от продажи свыше 50 млн рублей, заплатят налог на доходы по ставке 15%. Для остальных ставка останется 0%. Этот порог коснется и инвесторов в IT-компании, притом что другие льготы — по срокам инвестирования и нулевым ставкам для дохода ниже — останутся прежними.
Эту инициативу с налогом на доходы свыше 50 млн рублей от продажи акций стоило бы отменить, рассуждает глава НАУФОР Алексей Тимофеев. А спрос инвесторов на IPO, по его словам, можно было бы теоретически увеличить за счет льгот в пользу ПИФов или НПФ. По идее Тимофеева, с такими льготами они могли бы стать альтернативой участию в IPO напрямую через брокеров.